20
Мар

Закон РК «О защите прав потребителей» нуждается в обновлении

В Алматы состоялся круглый стол «Проблемы общественных организаций в вопросах защиты прав потребителей в РК и пути их решения», организаторами которого выступили Общественное объединение по защите прав потребителей «Адал» (ООЗПП) и Ассоциация прямых продаж Казахстана (АППК). Эксперты по защите прав потребителей обсудили проблемные вопросы и действенные механизмы защиты прав и законных интересов потребителей.

Как оказалось, большинство жалоб, поступающих в департамент по защите прав потребителей Алматы, приходятся на пищевую продукцию. По словам заместителя руководителя Департамента по защите прав потребителей Вахита Сейдуалиева: «За последний год количество заявлений, поступивших в адрес общественных объединений, составляет 662. Провели исследование, в котором было выявлено 89 нестандартных проб, в том числе по маркировке пищевой продукции и содержанию нитратов». По его словам, данные факты нарушений связаны с отсутствием принятия действенных мер со стороны территориальных органов КЗПП.

«Требуется ускорение принятия изменений и дополнений в Закон РК «О защите прав потребителей», — добавил Вахит Сейдуалиев.

По мнению Артык Сейткалиевой, президента Общества по защите прав потребителя «Адал», действующий закон значительно проигрывает старому.

«Закон о «Защите прав потребителей» нуждается в изменениях и дополнениях. Закон 1991 года был лучше, чем закон 2010-го. Он значительнее дисциплинировал наших предпринимателей. Защищать права потребителей было легче. Раньше, когда нарушения касались, например, продуктов питания, штраф налагался в пятикратном размере. Затраты, которые несла общественная организация, защищающая потребителя, тоже покрывались за счет виновной стороны. Сегодня этого нет. Более того мы предлагаем внести статью «Взаимное уважение потребителя и продавца». И вернуть норму, касающуюся гарантийного ремонта. Если раньше бытовая техника и мобильные телефоны ломались и сдавались на гарантийный ремонт, продавец был обязан дать на время ремонта (а он может продлиться и полгода) другую технику. На сегодняшний день этой нормы нет», — говорит Артык Сейткалиева.

В ходе работы круглого стола Президент Ассоциации Прямых Продаж Казахстана (АППК) Константин Кулинич отметил важность проведения подобных встреч.«По инициативе АППК регулярно проводятся семинары и круглые столы, на которых активно обсуждаются вопросы защиты прав потребителей. Очень хорошо, что такая необходимая для всех инициатива нашла продолжение и сегодня.Мы обсудили наши насущные вопросы, один из которых то, насколько действующее законодательство позволяет эффективно реализовать функцию прав потребителей, как для представителей госорганов, так и для представителей общественных организаций. Мы, как представители бизнеса, стремимся выстроить долгосрочные отношения, чтобы потребители получали качественный сервис и полноценную защиту собственных прав. В рамках данного мероприятия, мы видим создание условий для развития предпринимательства и улучшения бизнес-климата в целом.

По итогам круглого стола экспертами были созданы необходимые предпосылки для принятия резолюций по изменению и дополнению в действующий Закон РК «О защите прав потребителей».