На сайте zakon.kz опубликован ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 13 июня 2016 года № 20-11/1657 «Об отсутствии законодательной базы, регулирующей деятельность сетевого маркетинга»
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Ахметбекову Ж. А.
Баймахановой Г. А.
Конурову А. О.
Косареву В. Б.
Магеррамову М. М.
Смирновой И. В.
Сыздыкову Т. И.
На № ДЗ-32 от 19.05.2016 г.
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев депутатский запрос, оглашенный 18 мая 2016 года по ограничению деятельности сетевого маркетинга, сообщаю следующее.
Касательно отсутствия законодательной базы, регламентирующей деятельность сетевого маркетинга
В соответствии с пунктом 2 статьи 32-1 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» (далее — Закон) субъект торговой деятельности самостоятельно определяет: специализацию торговли, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, а также цены на продаваемые товары.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 12 Закона определено, что розничная торговля вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами регулируется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2005 года № 918 утверждены Правила розничной торговли вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами (далее — Правила), предусматривающие порядок и особенности деятельности сетевого маркетинга.
Согласно Правил сетевой маркетинг является разновидностью розничной торговли вне торговых мест, в которой действуют независимые продавцы, распространяющие товар самостоятельно или посредством привлечения других агентов, их доход состоит из дохода от персональных продаж и комиссионных от продаж других агентов, вовлеченных ими в сеть.
Общим классификатором видов экономической деятельности (ГК-РК 03-2007) также предусмотрен подкласс 47.99.2 «Розничная торговля через сетевой маркетинг».
Таким образом, деятельность сетевого маркетинга законодательно урегулирована.
По состоянию на 25 мая 2016 года в республике зарегистрировано 17145 налогоплательщиков, у которых одним из видов деятельности является розничная торговля через сетевой маркетинг, из них 2299 юридических лиц и 14846 физических лиц. Всего за 2015 год от данной категории налогоплательщиков поступило в бюджет более 1 млрд. тенге.
Кроме того, согласно статье 217 Уголовного кодекса под созданием финансовой пирамиды понимается организация деятельности по извлечению дохода (имущественной выгоды) от привлечения денег или иного имущества либо права на него физических и (или) юридических лиц без использования привлеченных средств на предпринимательскую деятельность, обеспечивающую принятые обязательства, путем перераспределения данных активов и обогащения одних участников за счет взносов других, а равно руководство финансовой пирамидой или ее структурным подразделением.
Перечисленные признаки деятельности финансовой пирамиды не являются признаками деятельности сетевого маркетинга, целью которого является реализация товаров.
Касательно биологически активных добавок к пище, которые относятся к товарам сетевого маркетинга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О безопасности пищевой продукции» в Республике Казахстан производство (изготовление), ввоз (импорт) и реализация биологически активных добавок к пище, разрешаются только после их государственной регистрации, за исключением случаев производства (изготовления), ввоза (импорта) образцов, необходимых для проведения регистрационных испытаний.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» по итогам государственной регистрации биологически активных добавок к пище выдается свидетельство о государственной регистрации таких добавок.
Кроме того, Республика Казахстан, являясь членом ВТО, приняла на себя специфические обязательства по торговле услугами в соответствии с которыми Казахстан не ограничивает деятельность иностранных поставщиков услуг розничной торговли.
При этом, оптовая продажа фармацевтических, парафармацевтических и медицинских товаров будет разрешена по истечении 5 лет с даты вступления Казахстана в ВТО (27 июля 2015 года).
В контексте данного перечня специфических обязательств вышеуказанные товары не включают: витамины, минералы и прочие активные биологические вещества, предназначенные для поддержания здорового функционирования человеческого организма, но не предназначенных для лечения болезней; косметику; товары общего пользования, не требующие медицинской экспертизы и др. Таким образом, ограничение розничной и оптовой торговли иностранных поставщиков услуг будет противоречить обязательствам Республики Казахстан в рамках ВТО и расцениваться другими членами как нарушение, что в перспективе может привести к разбирательствам на площадке данной организации.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ограничение сетевого маркетинга может вызвать негативную реакцию со стороны потребителей и реализаторов товаров сетевого маркетинга, предложение по ограничению данного вида деятельности не поддерживается.
К. Масимов
№ исх: ДЗ-32 от: 19.05.2016
Оглашен 18.05.2016 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Депутатский запрос от 19 мая 2016 года № ДЗ-32
«О законодательном регулировании сетевого маркетинга и деятельности компании МЛМ в Казахстане»
Уважаемый Карим Кажимканович!
Год за годом в Казахстане активно развивается деятельность сетевых компаний, то есть сетевого маркетинга, (по англ. multilevel marketing — MLM) далее — МЛМ компаний). Чем больше активизируется их деятельность, тем больше страдают широкие слои населения, то есть наш народ.
Сетевой маркетинг — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), то есть это тоже самое как финансовая пирамида. Это вид бизнеса, который якобы приносит доход, но он основан на лжи и обмане простого народа. По их мнению, сетевой маркетинг якобы обеспечивает занятость людей и приносит доход, но на самом деле все наоборот.
Проанализировав деятельность МЛМ компании можно сделать вывод что деятельность сетевого маркетинга фактически и есть финансовая пирамида, которая объявлена вне закона в Казахстане с 2014 года, но они прикрываются реализацией товаров. Основными товарами реализации, обычно, являются БАДы, косметические средства и другие товары широкого потребления, продаваемые порой за повышенные цены, тогда как сами товары не являются никаким дефицитом в нашей стране. Любая схема деятельности сетевого маркетинга заинтересована только в привлечении все больше и больше участников. В конечном счете жертвами деятельности МЛМ компаний становятся обычные люди. Основными жертвами являются социально уязвимые слои населения. В Казахстане жертвами сетевого маркетинга уже стали многие, они исчисляются не единицами, не десятками а сотнями и тысячами. В действительности сетевой маркетинг это: необоснованные расходы семьи, разрушенные судьбы, осиротевшие дети. То есть мы отдаем наш народ на растерзание этих недобропорядочных компаний. Все это ведет к социальному кризису в обществе.
По оценкам экспертов 90% товары сетевого маркетинга в основном попадают на наш рынок и реализуются контрабандным путем. Таким образом государственная казна недополучает такое же количество налогов. Все это способствует развитию теневой экономики в Казахстане. Среди МЛМ компаний нет ни одной казахстанской. То есть все социальные агенты работают на чужого «дядю», при том сами не особо зарабатывая.
На деятельность сетевого маркетинга существуют законодательные ограничения в таких странах как Корея, КНР и США. С 2012 года деятельности МЛМ компаний, то есть сетевой маркетинг объявлен вне закона в Узбекистане. В Казахстане на сегодняшний день деятельность сетевого маркетинга не регулируется ни законами, ни другой специальной законодательной базой. Спрашивается, почему мы не учитываем горький опыт несовершенства законодательства по долевому строительству, который привел к социальному кризису. Вследствие этого государство до сих пор вкладывает большие финансовые средства для решения этого вопроса. Считаем, законодательное не регулирование деятельности МЛМ компаний может привести к аналогичному социальному кризису в нашем обществе.
Мы, коммунисты, решительно осуждаем методы МЛМ компаний и требуем законодательно ограничить их деятельность в Казахстане. Мы призываем защитить свой народ и объявить деятельность сетевого маркетинга вне закона.
Уважаемый Карим Кажимканович, на основании вышеизложенного фракция «Народные коммунисты» просит Вас рассмотреть возможность ограничения деятельности МЛМ компаний в Казахстане.
Просим рассмотреть данный запрос и ответить в установленном законодательством порядке.
С уважением, депутаты — члены фракции «Народные коммунисты»
Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Ж.Ахметбеков
Г.Баймаханова
А.Конуров
В.Косарев
М. Магеррамов
И.Смирнова
Т.Сыздыков
Исп.Н.Кошербай тел: 74-62-15
17 августа 2016, 14:36
Источник: Депутаты, Премьер-министр РК