Итоги семинара «Контроль качества продукции: современные аспекты и лабораторные возможности»
В Алматы состоялся республиканский семинар на тему: «Контроль качества продукции: современные аспекты и лабораторные возможности». Организаторами выступили Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей (НПЦСЭЭМ АРК ЗПП), Общественное объединение по защите прав потребителей «Адал» (ООЗПП) и Ассоциация прямых продаж Казахстана (АППК).
Главный эксперт Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей Сандугаш Мукажанова, открывая семинар, отметила, что в преддверии вступления Казахстана в ВТО и принятых технических регламентов Таможенного союза, задачи всех государственных органов и общественных объединений существенно расширились.
Раньше речь шла, в основном, об определении показателей безопасности продукции, теперь же нужно обращать внимание на состав сырья и другие показатели, — сказала она. – Есть, конечно, в этой отрасли и проблемы. Например, во многих лабораториях Казахстана есть оборудование, но нет методики, есть методика — нет реактивов. Так что поле деятельности будет с каждым годом расширяться.
Президент Общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева сообщила, что за 10 лет существования в «Адал» поступило более 3000 письменных жалоб от потребителей, которым в досудебном и судебном порядке был возмещен материальный ущерб и моральный вред на сумму свыше 80 миллионов тенге. Далее заместитель руководителя департамента по защите прав потребителей Агентства РК по защите прав потребителей Карлыгаш Абдижаббарова обратила внимание собравшихся на несовершенную систему информирования граждан Казахстана по части защиты их прав.
Было проведено анкетирование, и в результате выяснилось, что 80% населения не владеют основами потребительской грамотности, — сообщила она. – В качестве решения проблемы предлагается создание «Горячих линий», организация консультационных центров, центров формирования потребительской грамотности.
Главный специалист Алматы по гигиене питания Лариса Лян отметила, что бичом торгового сообщества РК, а значит и постоянным предметом рассмотрения случаев по защите прав потребителей, является контрафактная продукция.
В Казахстане до сих пор нет организации, которая могла бы возглавить и объединить все заинтересованные ведомства по части контрафакта, — подчеркнула она. – Если не бороться с контрафактной продукцией, экономика государства будет продолжать терпеть огромные убытки.
Заведующая санитарно-гигиенической лабораторией НПЦСЭЭМ Мария Кантарбаева обратила внимание коллег на кадровый вопрос:
Существует ли в Казахстане специальность «специалист по защите прав потребителей»? Нет. Но если отрасль по защите прав потребителей будет развиваться должными темпами, нужно скрупулезно проработать вопрос: какие вузы и колледжи Казахстана будут работать по подготовке этих специалистов?
Также на семинаре была проработана тема генно-модифицированных продуктов (ГМО). По результатам исследования, предоставленного доцентом кафедры нутрициологии КазНМУ им.Асфендиярова Айдара Бердыгалиева, 95% опрошенных считают, что необходимо постоянно информировать население о наличии в тех или иных продуктах ГМО. Однако в среднем около 68% респондентов изъявили желание приобрести продукты с ГМО, если бы они стоили дешевле, чем натуральные продукты.
Специалист Казахской Академии питания (КАП) Фархат Бакиев подчеркнул, что казахстанцы имеют право обращаться в лабораторию КАП с просьбой сделать анализ того или иного продукта на ГМО.
Подводя итоги республиканского семинара, директор Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга Агентства РК по защите прав потребителей (АРК ЗПП) Шалгинбай Жандосов предложил представителям госорганов и общественных объединений как можно чаще прибегать к помощи средств массовой информации, поскольку граждане Казахстана склонны доверять именно им.
Президент АППК Константин Кулинич напомнил, что 2 апреля 2014 года по инициативе АППК уже был проведен Круглый стол, на котором активно обсуждались вопросы защиты прав потребителей.
Данный республиканский семинар является продолжением процесса построения взаимовыгодного диалога между общественными организациями и государственными органами занимающимися вопросами прав потребителей, — подчеркнул он. — Ассоциация прямых продаж Казахстана — некоммерческая организация, которая объединила компании, ведущие свой бизнес методом прямых продаж. Главное для нас – защита прав потребителей, с которыми мы стремимся выстроить долгосрочные отношения, чтобы они получали качественный сервис и полноценную защиту собственных прав. Вопросы защиты прав потребителей в регионах участники семинара будут решать на местах, так что одна из целей семинара заключается еще и в том, чтобы дать им возможность познакомиться друг с другом и обменяться опытом.